ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

 

Уважаемый Георгий Сергеевич!

 

10 апреля 2013 года я обратился с письмом в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга М.М. Оганесяна по вопросам реализации Закона Санкт-Петербурга от 16 апреля 2008 года № 238-39 "Об Адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" (далее – Адресная программа), и с предложением возобновить деятельность Комиссии по развитию застроенных территорий (далее – Комиссия).

Я также просил рассмотреть на заседании Комиссии вопрос о защите прав и законных интересов всех граждан, проживающих на застроенных территориях, в отношении которых приняты решения о развитии, поскольку сегодня в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга поступает значительное число жалоб граждан по этой проблеме.

В своем ответе от 24 апреля 2013 года, исх. № 25-14-515/13-0-1, М.М. Оганесян сообщил, что оснований для внесения изменений в проекты планировки и межевания застроенных территорий, в отношении которых приняты решения о развитии,  в настоящее время отсутствуют, а информация о технико-экономических показателях, отраженных в проектах планировки территорий, содержит актуальные сведения. О возобновлении деятельности Комиссии в указанном письме М.М. Оганесяна сведений не содержалось.

Вместе с тем, 27 мая 2013 года в Смольном под председательством вице-губернатора М.П. Мокрецова состоялось совещание, обозначенное как заседание Комиссии. В повестку дня совещания был включен вопрос "О защите прав и законных интересов всех граждан, проживающих на застроенных территориях, в отношении которых приняты решения о развитии".

В моем выступлении по указанному вопросу до сведения участников совещания были доведены следующие проблемы, возникшие при реализации Адресной программы.

1. Решение о развитии принималось в отношении всей застроенной территории (сложившегося квартала), однако реновация осуществляется только на ее части: выбраны свободные пятна, которые отданы под застройку, планируются к сносу несколько прилегающих домов и последующее строительство на их территориях. При этом для сохраняемых жилых домов сформированы земельные участки практически по обрезу фундамента (что не обеспечивает эти дома минимально необходимой озелененной территорией, парковочными местами и т.д. в соответствии с Правилами землепользования и застройки).

Таким образом сохраняемые жилые дома становятся не соответствующими градостроительному регламенту Правил землепользования и застройки и их последующая реконструкция также оказывается невозможной, поскольку реконструкция домов, не соответствующих Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, согласно части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ может осуществляться только в целях приведения в соответствие с Правилами землепользования и застройки.

Вместе с тем, вице-губернатор М.М. Оганесян в письме от 24 апреля 2013 года ответил, что "подготовка документации по планировке территории лишь определяет возможные виды использования территории в рамках ее развития в будущем".

Однако обращаю Ваше внимание, что категория "возможные виды использования" в Градостроительном кодексе РФ отсутствует, и согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ "подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях:

1) обеспечения устойчивого развития территорий (т.е. безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности, рационального использования природных ресурсов – статья 1 Градостроительного кодекса),

2) выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов),

3) установления границ земельных участков.

Кроме того, сложившаяся судебная практика подтверждает, что документация по планировке территории является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.

Таким образом, приведенная формулировка "о возможных видах использования территории в рамках ее развития в будущем" не соответствует действующему законодательству, очевидна подмена понятия "развитие территорий" на "использование территорий".

В качестве примера – территория квартала, ограниченного Северным пр., ул. Карпинского, пр. Науки, ул. Софьи Ковалевской (Гражданский пр., квартал 17-17А).

В указанном квартале сохраняемые жилые дома 34 и 36 по ул. Карпинского имеют сформированные земельные участки:

- участок дома 36 по ул. Карпинского поставлен на кадастровый учет в 2010 году и сформирован в соответствии со сложившейся в то время практикой "под обрез фундамента". При подготовке документации по планировке этой застроенной территории жителям не предложено переформировать, увеличить земельный участок.

- участок дома 34 по ул. Карпинского сформирован в позднее – в 2011 году и имеет отступы от фундамента в среднем 8 метров, но в проекте планировки также просто учтен.

На основании изложенного необходимо сделать вывод о том, что идет явное нарушение части 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, а именно – оказывается невозможным устойчивое развитие данной территории в будущем.

2. В ряде случаев строительство новых домов осуществляется путем  т.н. "уплотнительной застройки" – на озелененных территориях и благоустроенных дворах между сохраняемыми жилыми домами.

Из приведенного выше примера видно, что земельный участок, отводимый под застройку между сохраняемыми, не планирующимися к сносу домами 34 и 36 по ул. Карпинского, имеет ширину около 30 метров. Застройка этого участка напрямую ухудшит условия проживания в сохраняемых домах 34 и 36 по ул. Карпинского.

3В соответствии с абз. 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 апреля 2008 года № 238-39 адресная программа является основанием для проведения в установленном градостроительным, жилищным и земельным законодательством порядке мероприятий по подготовке документации, в том числе о результатах обследования застроенных территорий, необходимой для принятия Правительством Санкт-Петербурга решений о развитии указанных в адресной программе застроенных территорий.

Согласно статье 46.1 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий должно осуществляться на основании нормативов градостроительного проектирования, и только при их отсутствии – на основании расчетных показателей обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры.

Мной неоднократно поднимался вопрос о необходимости скорейшего принятия Региональных нормативов градостроительного проектирования (далее – РНГП). Р.Е. Филимонов, занимавший пост вице-губернатора, неоднократно заявлял, что РНГП будут приняты до утверждения документации по планировке развиваемых территорий.

Обращаю Ваше внимание, что в ответе на мой депутатский запрос от 21 февраля 2013 года № 301504-3 Вы сообщили, что ориентировочный срок представления проекта РНГП на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга – апрель 2013 года, после чего данный проект будет внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. До настоящего времени указанные мероприятия не выполнены.

Поскольку РНГП не разработаны, в целях реализации Адресной программы утверждены расчетные показатели.

Согласно Вашему письму от 9 октября 2012 года расчетные показатели обеспеченности застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры были утверждены и рассчитаны в документации по планировке застроенных территорий исходя из нормы жилищной обеспеченности, составляющей 35 кв.м. на человека.

Фактическое предоставление жилых помещений по договорам социального найма будет осуществляться по нормам предоставления (18 и 33 кв.м.), а также в размере, соответствующем площади квартир, которыми граждане владеют на праве собственности.

При обсуждении Доклада о ходе реализации Генерального плана в 2011 году на мой вопрос об указанном выше противоречии вице-губернатор М.М. Оганесян сообщил, что по мнению Правительства Санкт-Петербурга будущая плотность населения на развиваемых территориях будет рассчитываться исходя из 25 кв.м. жилой площади на одного жителя. При этом М.М. Оганесян не уточнил, каким методическим расчетом обоснована эта цифра и каким нормативным актом утверждена.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что к моменту окончания реализации программы фактическая плотность населения в кварталах окажется выше запланированной. Указанный факт приведет к острой нехватке объектов социального и коммунально-бытового назначения.

Возникает вопрос – почему при утверждении документации по планировке планируемая плотность населения была существенно занижена, и земельные участки предоставляются для строительства жилья в ущерб социальным объектам?

В соответствии с приведенной нормой Закона Санкт-Петербурга все расчеты и параметры обеспеченности по застроенным территориям должны были быть посчитаны до начала реализации Адресной программы, т.е. как того и требует абзац 2 статьи 1Закона Санкт-Петербурга от 16 апреля 2008 года № 238-39.

Очевидно, что в будущем недостающие социальные объекты будут построены на озелененных территориях, расположенных на прилегающих кварталах, что повлечет ухудшение условий проживания граждан на тех территориях.

Уже сейчас на заседаниях Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга регулярно рассматриваются предложения ООО "Реновация СПб" об изменении функциональных зон в целях строительства объектов транспортной и социальной инфраструктуры в рамках Адресной программы, но на территориях, прилегающих к развиваемым. Соответствующие решения об исключении территорий, на которых планируется строительство указанных объектов, из перечней территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения уже приняты на заседании Городской рабочей группы по инвентаризации озелененных территорий.

4. При принятии Адресной программы предполагалось, что будет разработан и утвержден соответствующим нормативным актом особый порядок проведения публичных слушаний и учета мнения граждан.

Однако, если внимательно посмотреть протоколы общественных слушаний, ознакомиться с материалами фото- и видеофиксации, а также учитывая те обращения граждан, которые имеются в постоянной комиссии, - никакого особого порядка разработано не было, слушания прошли в обычном режиме.

5. На совещании, состоявшемся в Смольном 27 мая 2013 года по развитию застроенных территорий, были поставлены вопросы о необходимости выделения средств бюджета Санкт-Петербурга для финансирования "санации" жилых домов, расположенных на территориях, подлежащих развитию, но не планируемых к сносу или реконструкции, а также для проведения работ по благоустройству внутриквартальных территорий, строительства и/или реконструкции автомобильных дорог и проездов, выходящих за границы земельных участков, предоставленных инвесторам для проектирования и строительства.

В соответствии с Адресной программой в ходе развития застроенных территорий в Санкт-Петербурге предполагалось снижение затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию жилищного фонда в Санкт-Петербурге, создание внутриквартальной инфраструктуры, и бремя затрат на проведение указанных мероприятий должно было лечь на инвесторов.

Однако в настоящее время на данные цели планируется выделение средств бюджета Санкт-Петербурга, что явно вступает в противоречие с целями и задачами Адресной программы и не имеет соответствующих правовых оснований.

6. Также необходимо обратить внимание на вопрос исполнения инвесторами своих договорных обязательств. Так, например, в соответствии с Соглашением № 4 от 24 декабря 2011 года, заключенным между ООО "Воин-В" и Управлением недвижимого имущества Кировского района, инвестор обязан в срок до 27.06.2013 года предоставить нанимателям 5 домов жилые помещения в количестве 117 помещений (площадь 7813 кв.м.).

Вместе с тем, в настоящее время ООО "Воин-В" ведется активная продажа квартир в строящемся доме на указанной территории, а на сайте дана информация о расселении только 1 дома из 5. Представляется, что инвестор не уложится в установленные сроки и не предоставит к нужной дате необходимое количество квартир.

Кроме того, активная реклама продажи квартир в строящихся на развиваемых территориях многоквартирных домах ведется и ООО "Реновация СПб".

Из ответа М.М. Оганесяна от 24 апреля 2013 года следует, что приведенная информация 4 марта 2013 года "рассмотрена на заседании рабочей группы в Комитете по строительству и принята к сведению". Таким образом, полагаю, необходимых выводов не сделано.

Необходимо отметить, что статус указанной рабочей группы при Комитете по строительству, а также принимаемых ею решений, не определен. Кроме того, на ее заседания не приглашаются члены Комиссии – депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

С целью реализации Адресной программы  создана Комиссия, одной из основных задач которой является информирование населения. Путем исполнения Комиссией своих полномочий, а также участия в ее деятельности депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга осуществляется общественный контроль над реализацией Адресной программы. Полагаю, что рабочая группа при Комитете по строительству не может подменять Комиссию.

На основании вышеизложенного прошу Вас сообщить:

1. Каким методическим расчетом обоснован планируемый размер жилищной обеспеченности на развиваемых территориях в 25 кв. м и каким нормативным актом утвержден этот показатель?

2. Считаете ли Вы необходимым приостановить реализацию Адресной программы?

3. Считаете ли Вы необходимым поручить профильным исполнительным органам государственной власти в кратчайшие сроки разработать методику расчета планируемой плотности населения на территориях, в отношении которых приняты решения о развитии, а также зафиксировать норматив жилищной обеспеченности, полученный на основании расчета по указанной методике соответствующим нормативным правовым актом?

3. Считаете ли Вы необходимым на основании утвержденного норматива жилищной обеспеченности провести расчеты по социальной и инженерной инфраструктуре на территориях, в отношении которых приняты решения о развитии, и внести соответствующие изменения в документацию по планировке застроенных территорий?

4. Считаете ли Вы необходимым в первоочередном порядке провести указанные расчеты и пересмотр документации по планировке в отношении территорий, по которым поступает наибольшее число жалоб граждан: 2А-2Г района Ульянка, 43 Полюстрово, 1-5 Сосновая Поляна, 7-17 Сосновая Поляна?

5. Считаете ли Вы необходимым исключить квартал 10 в Колпино в связи с несоответствием целям Адресной программы.

 

 

С. Н. Никешин

Календарь событий

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
   

Новости комиссии

20 ноября 2017 года

Очередное заседание постоянной комиссии состоится 23 ноября 2017 года в 14.00 в Малом зале Мариинского дворца

10 ноября 2017 года

9 ноября 2017 г. состоялись депутатские слушания на тему «О представлении Доклада о ходе реализации Генерального плана Санкт-Петербурга в 2016 году», организованные постоянной комиссией Законодательного…